Венчурные инвесторы – это инвесторы, предпочитающие вкладываться в предприятия на различных стадиях роста компании (стартапы), т.е. до момента выхода компании на запланированные показатели. Граница, где предприятие перестаёт быть стартапом и считается уже компанией из реального сектора экономики, довольно условная. Любая компания, так или иначе, развивается и привлекает внешние инвестиции. Можно привести несколько критериев по степени риска, росту выручки, расширению географии и т.д. но все они большого значения не имеют. Важно не как компания называется, а что из себя представляет. Общее правило остаётся неизменным – чем более ранняя стадия развития проекта, тем выше риски инвесторов и тем дороже основателям обходятся их деньги.
В отличие от классических инвесторов, венчурные готовы к гораздо более высоким рискам, но и ожидают существенно больший доход от инвестиций. Ещё одно сильное отличие – срок инвестиций и форма прибыли. Классические инвесторы вкладываются на долгий срок, обычно его не ограничивая. Соответственно их главный доход – дивиденды. Поэтому подробный и проработанный финансовый является главным инструментом привлечения классических инвесторов. Доля инвестиций предлагаемая в обмен на финансирование рассчитывается обратным счётом и зависит от уровня приемлемой доходности (например, 30 % годовых) и ожидаемой прибыли к распределению. Например, если инвестиции составляют один миллион рублей, а прибыль ожидается на уровне два миллиона рублей, то «справедливая» доля инвестора составит 6% в капитале компании.
Венчурные инвесторы на дивиденды не рассчитывают вовсе. Их главный доход от перепродажи своей доли через определённое время, как правило 3-5 лет. Но получить они желают кратный результат (так называемые «иксы»). Таким образом основное значение имеют не прибыль компании на момент выхода из неё инвестора (обычно её вообще нет), и даже не выручка, объём которой обычно не велик, а стоимость компании.
Реальная стоимость стартапа на выходе зависит от многих факторов, главный из которых это перспектива его дальнейшего развития. В большинстве случаев выходом является продажа компании стратегическому инвестору. Иногда долю венчурного инвестора выкупают сами основатели (бай-бэк). Гораздо реже – это публичное размещение акций (IPO). Последний вариант настолько редко случается и присущ только очень большим компаниям, таким как Фейсбук, поэтому про него можно сразу забыть. Планируя прилечь венчурное финансирование, вопрос с возможными стратегическими инвесторами следует проработать в первую очередь – зачем им нужно будет покупать вашу компанию и сколько они за неё заплатят. С корпоративными венчурными фордами ситуация несколько проще, поскольку они уже фактически являются стратегическими инвесторами, но там есть свои сложности, которые мы подробнее рассмотрим в специальной статье.
Венчурных инвесторов можно условно разделить на несколько основных категорий:
- акселераторы;
- частные инвесторы (бизнес-ангелы);
- венчурные фонды;
- корпоративные венчурные фонды;
- краундфандинговые инвесторы.
Рассмотрим их подробнее. Ведь в зависимости от того, к кому вы собираетесь обратиться за инвестициями, зависит акценты, которые вы должны расставить в своей презентации.
Если у Вас проект на ранней стадии – seed, или тем более pre-seed, то наиболее вероятные инвестиции вы сможете получить только у бизнес-ангелов или в акселераторах.
Формально акселераторы не являются инвесторами. Мало того, обычно они сами берут за свои программы немаленькие деньги, но встречаются и акселераторы, которые инвестируют в интересные проекты. Про акселераторы мы поговорим в отдельной статье, но как правило, чтобы туда попасть нужно пройти конкурсный отбор и соответствовать минимальным требованиям, которые выставляет каждый акселератор. Если Ваш проект им соответствует, то на конкурс подаётся презентация по шаблону акселератора.
Конкурсы, которые проводят акселераторы, часто носят открытый характер, по крайней мере, полуфиналы и финалы. На них часто присутствуют и другие инвесторы – бизнес-ангелы и представители венчурных фондов.
Основным достоинством акселераторов для стартапов является их обучение и развитие (акселерация) с тем, чтобы они стали интересны для инвестиций. Поэтому акселераторы либо берут плату за свои программы, либо могут войти в капитал, чтобы на поздних стадиях реализовать свою долю и таким образом отбить свои вложения. Государственные акселераторы, например, GenerationS, работают на бесплатной основе, но проводят очень жёсткий отбор стартапов.
У бизнес-ангелов, как правило, нет жёстких критериев отбора. Они предъявляют стартапам довольно общие требования, характерные для всех венчурных инвесторов. Это наличие команды с необходимыми компетенциями, наличие прототипа продукта и подтверждённой гипотезой монетизации. Очевидно, чем на более развитой стадии находится проект, тем больше шансов найти инвестора. На стадии, когда ещё нет реальных продаж, в проект инвестируют только самые рисковые бизнес-ангелы и получить финансирование очень проблематично. В этом случае можно рекомендовать получение грантов, которых будет достаточно до доведения проекта до стадии прототипа и первых продаж и участие в конкурсах акселераторов.
Венчурные фонды подходят к инвестированию более серьёзно, чем бизнес-ангелы. Они управляют чужими деньгами, и соответственно несут большую ответственность. Поэтому венчурные фонды, как правило, готовы меньше рисковать, но их инвестиции обходятся дешевле, чем ангельские.
В общем случае, венчурные фонды интересуют более зрелые проекты, когда вложенные средства идут на масштабирование уже проверенных на рынке продуктов.
Корпоративные венчурные фонды в отличие от универсальных привязаны к конкретной отрасли или корпорации. Их больше интересуют проекты, способные дать толчок для их материнской компании. Поэтому, их меньше интересует рыночная составляющая проекта, а больше применимость в их конкретном технологическом цикле. Поэтому, для таких фондов вполне может быть достаточно наличия прототипа без первых продаж. Мало того, такие фонды могут предложить пилотирование проекта, то есть испытание прототипа в полевых условиях. Очень часто, именно результаты пилотирования дают зелёный свет многим производственным стартапам. Если у вас такой случай, рекомендую разу попытаться найти профильный корпоративный акселератор или венчурный фонд и обратиться туда со своей презентацией. В этом случае упор нужно делать не на рыночных перспективах и масштабировании, а на технических решениях и получаемой ценности конкретной корпорации (например, снижение капитальных или операционных расходов, укорачивание производственного цикла, качественное улучшение выпускаемой продукции и т.д.).
У краундфандинговых инвесторов своя особая специфика. Если у вас проект по выпуску b2c инновационной продукции, то можно попробовать получить инвестиции на краундфандинговых платформах. Главной особенностью такого инвестирования является наличие очень большого количества инвесторов с очень маленькими вкладами. Как правило, вместо долей в компании такие инвесторы получают свой основной доход от получения непосредственно товара. Такой способ получения инвестиций подходит не только для высокотехнологичных стартапов, но и реального сектора экономики. С помощью краундфандинга можно финансировать съёмку фильмов или клипов, издание книг и т.п. Важно, чтобы в оговорённое время инвестор получил что-то осязаемое в руки. Это может быть какой-нибудь новомодный гаджет, или экземпляр книги с автографом автора. Помимо прочих достоинств, успешный сбор средств на краудфандинге может служить проверкой гипотезы о востребованности вашего продукта.
Общая схема выбора способа финансирования представлена на рис. Схема венчурного финансирования.